Главная » Статьи » Хорошая хозяйка » Счастливая семья Статья написана человеком
ДОБАВЬТЕ СВОЮ СТАТЬЮ

Зачем дети должны играть сами 


Сейчас много ответственных родителей, полагающих, что они должны максимально много вложить в ребёнка в детстве, чтобы дать отпрыску возможность полностью реализоваться в будущем. Их охватывает беспокойство, когда они видят, как ребёнок «бесцельно болтается» по квартире или двору.Каждую минуту, когда ребёнок занимается чем-то своим, у родителей поднимается темное чувство вины. Оно бывает связано с тем, что они не могут загрузить ребёнка «на полную катушку». Или так, «как положено» — по словам всезнающих соседей и друзей. 
Действительно, много весьма уважаемых людей полагает, что «после трёх уже поздно». А Глен Доман (1995, 1999) утверждает, что больше всего дети бездельничают до года. Именно он предложил методику чтения до года и способы формирования энциклопедических знаний у детей до 2-х лет. В результате дети, в соответствии с этой методой, могут в 2 года вспомнить, когда была Трафальгарская битва (хотя плохо понимают, что такое битва и зачем она происходит). 

Он вспоминает, как в детстве разобрал дедушкин будильник. Он собрал его, но часть деталей оказались лишними, будильник же перестал ходить. Дедушка не стал ругать мальчика. Но купил ещё один будильник. На этот раз осталось существенно меньше лишних деталей, хотя будильник все ещё не шёл. И лишь когда дедушка молча купил третий будильник, мальчик смог разобраться в хитросплетениях механизма, совладать с непослушными инструментами — отверткой и т. д. — и собрать работающие часы. 

Но дедушка не сидел рядом с мальчиком, вдалбливая ему, куда надо ставить те или иные детали. Дедушка создавал для ребёнка насыщенную среду, внутри которой ребёнок самостоятельно познавал мир и его законы. 

Согласно этой концепции (Фрит, 2012), мозг не воспринимает информацию, но её предсказывает. А после каждого предсказания сверяет предсказание с получившимся результатом. Следовательно, именно ошибка становится для мозга ориентиром к правильному пониманию объективной реальности. Если мозг не ошибается, он имеет весьма неточную, субъективную картину мира, которая может отстоять от реальной картины весьма далеко. 
Есть вещи, которые ребёнку нельзя объяснить и показать. Когда-то Ж.-Ж. Руссо назвал это пробуждением чувств. 






Представьте годовалого малыша, сидящего в ванне. Он с увлечением запихивает пустую бутылочку с узким горлышком в воду, но она, подобно мячику, все время выскакивает на поверхность воды. Ребёнок уже знает, что все, что он кинет в комнате, неизбежно падает на пол. Так ведет себя и его тело, если подводят ноги. Но бутылочка сопротивляется этому знанию и заставляет ребёнка повторять и повторять эксперимент. Он ещё не знает, что задолго до него такой эксперимент проводил Архимед. И открыл закон. 
Вдруг крышечка, которой была закрыта бутылочка, открывается, и ребёнок видит, как из неё в воде выходят пузырьки. Он ещё не знает, что есть воздух. Но он его сам открыл для себя. И он обнаружил, что когда пузырьки прекратятся, бутылочка будет вести себя, как обычный предмет в комнате. Всё — закон, который взрослые называют законом Архимеда, открыт обычным ребёнком в обычной ванне. Да, он не сможет его вербализовать. Возможно, в школе наконец-то он столкнется с точной формулировкой. И тогда будет озарение. Но оно основано на этой длительной работе по насильственному погружению бутылочки в воду. И когда ему будут рассказывать на уроке физики про воздух, у него будет в мозгу картинка с пузырьками, идущими на поверхность воды из бутылочки. И он получит слова для открытого им самим закона. 

Но возможна другая картина. Родители не позволят ребёнку 30 минут зря сидеть в ванной и «бесполезно» пихать бутылочку в воду. Они быстро помоют его сами, не позволяя играть с предметами, принесут на кровать и будут читать книжку о предметах, которые ребёнок не облизал, ни понюхал, ни потрогал. И тогда он будет знать слова. И сможет даже рассказать стишок. Но под этими словами не будет реального мира. 

На сетчатке у ребёнка точечные изображения, потому что общая картина складывается из активности многих рецепторов. Более того, сетчатка плоская, поэтому в изображении нет пространства. Чтобы сложить эту мозаику в правильное изображение, имеющее объём, то, что ребёнок видит, он должен пощупать, засунуть в рот, возможно, ударить о пол и т. д. Только проведя эксперименты с объектом, он научится восстанавливать то, что видят глаза, в точное изображение объекта. И уже тогда это внутреннее сенсорное знание можно соединять со словом. Только тогда, слыша слово, ребёнок будет припоминать весь комплекс ощущений от объекта и будет точно понимать, о чём идет речь. 
Только ребёнок, увидевший сам, как луч света из окна, спотыкаясь о пылинку, парящую в комнате, дает маленькую радугу, соединит это с видением большой радуги после дождя. И когда увидит красный закат позднее, сможет догадаться, что так преломляются солнечные лучи на пылинках в больших массах воздуха. 
Ребёнок, которому не дано время для наблюдения, будет легко и свободно повторять те слова, которые дали ему взрослые, но он не сможет соединить их в единую картину мира. 
Но родитель может и подогревать этот процесс познания. Например, лежа на травке, он может указать ребёнку на муравья и попросить отправиться на разведку, чтобы определить, где же находится муравейник. А вечером, вернувшись домой, открыть чудесную книжку Ондржея Секоры «Муравей Ферда» и прочесть что-то, обсудив с ребёнком, насколько то, что написано в книге, соответствует тому, что видел ребёнок. 






Однажды мне позвонила женщина, чтобы проконсультироваться, как поступать. Её девочка-первоклассница восторженно рассказала учительнице в классе, что видела днём луну одновременно с солнцем. Учительница беспристрастно сказала, что луна бывает только ночью, и девочка всё нафантазировала, отвлекая класс от работы. Ребёнок пришёл в слезах. А мама не знала, как поступать. Если ссориться с учительницей — как та будет потом общаться с её дочкой? Но это означает, что учительница прочла много книг. В том числе замечательную сказку великого русского поэта А.С. Пушкина про мёртвую царевну и семь богатырей, где чётко говорится, что Луна и Солнце друг с дружкой не встречаются. Но сказка всего лишь ложь, хотя в ней и есть намёк. Поэтому, кроме опоры на сказки, необходимо поднимать голову к небу, чтобы восхититься событием, когда встречаются луна и солнце. Учительница сказку знала, но не глядела на небо. 

Мы часто смеёмся над американцами, что они в школе изучают таблицу умножения в 4 классе, тогда как наши дети учат её в течение лета между первым и вторым классом. Но мы не задумываемся над тем, что наши дети учат её как стишок, не понимая того смысла, которые вложен в нее, тогда как в других системах образования, прежде чем дать ребёнку нечто учить, взрослый должен удостовериться, что он уже родил идею сложения и деления. И родит он эту идею благодаря непрерывной игре с цифрами, поднимаясь по лестнице, пересчитывая яблоки и раскладывая на берегу водоема разноцветные камушки. В какой-то момент происходит просветление, и то, что умножение — это определенный способ сложения, — вдруг открывается в своей первозданной чистоте. 

Но проверьте своих детей, что они делают, когда забывают таблицу умножения, а рядом нет волшебника-компьютера. Это часто приводит к растерянности. Многие дети не могут другим способом рассчитать необходимую сумму. Им это знание досталось даром от взрослого. И этот дар оказался не оценённым, потому что собственных сил в познание вложено не было. 

Точно так же геометрия — это не предмет в школе. Это кривизна мира. И её ребёнок должен почувствовать всем телом — ударяясь о предметы. И в соприкосновении с ними родить пока невербализованные законы. Например, что гипотенуза — лучший способ достижения некоторого места, чем движение по сумме катетов. 
Игры, в которые играют дети, привыкшие к одиноким играм с младенчества, — это игры познания мира. Но если ребёнку никогда не давать возможность побыть с самим собой, он всегда будет требовать участия взрослого, развлекающего его, поскольку очень давно, сразу же после рождения, этот взрослый своей тревогой подавил в ребёнке желание самостоятельного познания мира. Но только этот способ познания позволяет дать уникальность картине мира ребёнка. Всё, что дает ребёнку взрослый, — тривиальное знание данной культуры. 

Ребёнок, задействованный с младенческих лет в социальных институтах обучения, сможет узнать только то, что знает к этому моменту общество. Но чтобы нечто создать самому, нужно иметь собственную уникальную картину мира. И тогда невписывание в неё типичной картины, предлагаемой обществом, создаст ту ошибку, которая побудит его познавать и уточнять. И, в конце концов, создать то, что общество ещё не ведало. 

Собственные игры ребёнка — его уникальный способ понимания мира и открытие его законов, пока на интуитивных образах, которые постепенно, отрабатывая в игре действия, ребёнок научится передавать словами. И именно эта картина мира ляжет в основу его уникального понимания мира. Отработка отдельных элементов, известных обществу, — лишь часть его жизни. И она будет только основой качественного исполнительства. Но никогда не может стать механизмом формирования творца. 
В ещё большей мере размышления требуются младшему и, безусловно, старшему школьнику. А потому родителям иногда стоит тихо пройти мимо двери, за которой 11-классник лежит на диване (и взрослому кажется, что плюёт в потолок), и не требовать, чтобы он тут же вспомнил про ЕГЭ. Ребёнку скоро выходить в мир, а потому стоит решить массу вопросов о будущей жизни, выборе профессии, смысле жизни, предательстве и любви. И на все эти вопросы сможет ответить только он сам. А если и здесь за него решат взрослые, то ему самому останется только быть рабом чьих-то желаний, даже если тот, кто эти желания продуцирует, думает, что «делает как лучше», хотя в нашей стране чаще всего получается «как всегда». 






Но это не значит, что ребёнка нужно навсегда оставлять в одиночестве. Внимательный взрослый всегда видит, когда ребёнок устает от своего размышления — это слишком большая умственная работа. И тогда он тянется к взрослому. Нужно соблюдать баланс знаний, добываемых ребёнком самостоятельно и тем, что даёт ему взрослый. Чем старше ребёнок, тем больше его возможности к познанию. И, нагрузив ребёнка разными секциями, нужно проверить, есть ли у него время на самостоятельное размышление. Если нет — вы воспитываете исполнителя. И нужно забыть о творце. 
Однако обеспокоенные родители могут спросить меня, но как отличить реально бессмысленную трату времени ребёнка от процесса созерцания и познания. Отличие есть. Ребёнок, просто «пинающий балду», отвлекается легко на что-то новое. Ребёнок познающий погружён в процесс познания, а потому может не отзываться ни на предложение попробовать конфету, ни на предложение поиграть в футбол, хотя в другое время делает это с удовольствием. Именно погружённость в процесс, при котором ребёнок не просто внимателен, но чрезмерно увлечён, причем мозг учится удерживать в зоне активного внимания предмет, и отличает безделье от познания. 

Но это касается и школы. Учитель не должен всегда показывать детям всё. Он должен подталкивать к познанию, начав этот процесс, а дальше предоставив возможность самостоятельно открывать. И если ребёнок спрашивает решение, учитель показывает только первое действие, наблюдая за возможностью ребёнка сделать дальше самому. И далее предоставив только то, на что есть запрос, но не рассказывая каждый раз весь процесс решения от начала до конца. 
Мы лишь сопровождаем ребёнка в этом мире, а не проживаем за него его жизнь. 

Автор: Елена Николаева

Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, примите участие в оценке статьи. Выберите нужное количество звездочек справа по 5-ти бальной шкале.
Категория: Счастливая семья | 13.12.2017 |
Просмотров: 1871 | Рейтинг: 5.0/1
Сейчас читают:
Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

| RSS

Сохраните ссылку на статью себе в соцсети


Подпишитесь на нашу e-mail рассылку
Ваше имя:
Ваш e-mail *:
Согласие *Я соглашаюсь с правилами конфиденциальности сайта и правилами рассылки




Оставьте ваше мнение по этой статье в комментариях ниже
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

 


С этим также читают

Обязанности свидетельницы на свадьбе

Хорошая свидетельница – гордость любой невесты. Почему-то просьба невесты исполнить роль свидетельницы своей подруге вызывает массу хлопот и переживаний. На самом деле все совсем не страшно. Если хотите стать идеальной свидетельницей на свадьбе, то прочитав статью, узнаете все необходимое.

Читать полностью

 

Почему мысли не материализуются

Мысли не материализуются потому, что человек не умеет правильно думать и размышлять. Есть несколько правил правильного мышления, чтобы мысль материализовалась в реальность.

Читать полностью

 

Почему я не могу влюбиться?

У каждого есть свое время и ресурсы, которые позволяют строить отношения и наслаждаться жизнью. Часто случается так, что период затягивается. И тогда возникает вопрос – почему я не могу влюбиться?

Читать полностью

 

Как украсить квартиру к Новому году по Фэн-шуй?

«Какой Фэн-шуй? Новый год по китайскому календарю наступает намного позднее», удивитесь вы. И будете отчасти правы. Но, несмотря на временные различия, искусство Фэн-шуй отвечает за создание гармонии в пространстве. И следующие советы помогут вам обрести радость и процветание именно в момент сказочного перехода из «нашего» старого года в новый.

Читать полностью

 

Не надо слишком много работать

До 60 мы были бедняками (по общепринятым понятиям), жили в очень старом доме. Но вот дети выросли и выучились...

Читать полностью

 

А тому ли я дала

Это довольно распространенная фраза. И встречается она тогда, когда женщина, которая желала выйти замуж за обеспеченного или красавца писаного, взамен не получила того, чего бы ей так хотелось. Так вот, чтобы не наступать каждый раз на те же грабли, необходимо разобраться: а тому ли я дала? Естественно, что обещание – любить.
 

Читать полностью

 

Как перестать забывать

Ритм современной жизни вызывают у большинства женщин забывчивость, которую можно излечить методами тренировки памяти, о которых мы вам подробнее расскажем в этой статье.

Читать полностью

 

Кто первый должен мириться

Ссоры происходят в любой семье или паре влюбленных, обида застилает глаза, хочется помириться, но гордость держит на расстоянии. Что делать после ссоры? кто первый должен мириться?

Читать полностью

 

Случаются ли сказки в реальной жизни?

«И жили они долго и счастливо» - так заканчиваются сказки, когда добро побеждает зло. Такими волшебными установками ребенок живет первые 10 лет своей жизни. Главное, во взрослой жизни научиться различать волшебство и истинное положение дел. Случаются ли сказки в реальной жизни?

Читать полностью

 

Как узнать когда выйдешь замуж

mso-bidi-font-weight:bold">Все женщины мечтают о своей будущей свадьбе, представляют, какая она будет красивая, пышная и шикарная. Но случается иногда так, что мечты лишь остаются мечтами, а тот самый счастливый и долгожданный день никак не настает. Как же узнать, когда выйдешь замуж? Сколько необходимо ждать, пока наступит самый счастливый день в жизни?

 

Читать полностью

 

Как выбрать шторы для ванной

Одной из бросающихся в глаза предметов интерьера санузла являются шторы для ванной. В магазинах представлен огромный выбор штор для ванной разнообразной расцветки и разного материала.

Читать полностью

 

Создай свой фирменный стиль знакомства с мужчинами

Почему некоторые женщины не знают отбоя от мужчин, а другие и одного-единственного знакомства не могут завязать? Почему так происходить? Возможно, есть какой-то секрет в знакомствах с мужчинами? Что же на самом деле нравится мужчинам, и на что, в первую очередь, они обращают внимание. Миллионы вопросов от женщин со всего света слетаются, как мотыльки на свет, на женских конференциях, посвященных поиску того, единственного и замужества с ним.

Читать полностью

 

Невнимательный муж

Жены часто жалуются на невнимание мужа. А чего ж ему обращать на вас внимание, если вы не важны? Обращают внимание на важное.

Читать полностью

 

Стесняюсь мужчин

Этого говорит не маленькая девочка-подросток. Такую фразу может произнести взрослая, состоявшаяся женщина. Нет, она не переодевает в этот момент элементы гардероба в присутствии посторонних. Она по жизни такая. Чуть только замаячит на горизонте красавец, она краснеет –  стесняюсь мужчин. Чтобы этого не происходило, надо бороться с проблемой.
 

Читать полностью

 

Почему муж бьет жену?

Муж бьет - это ужас женщины, попавшей в сети к подлому мужчине. Читайте 7 причин, почему муж бьет жену.

Читать полностью

 

В какой семье любовь быстро протухает

В мире нет методики сохранения любви, и вот мы её написали, прожив вместе тридцать лет без измен и вранья, про семью на основе дружбы.

Читать полностью

 

О чем интересном можно поговорить с мужчиной

Часто бывает так, что познакомилась с красивым мужчиной, полюбовалась. Дошло дело до свидания. А слов поддержать разговор не находится! Сидеть молчать – не вариант. Иначе решит, что «невеста» язык проглотила. Чтобы не попасть в казусную ситуацию, надо знать, о чем интересном можно поговорить с мужчиной.
 

Читать полностью

 

Как сказать мужчине о расставании

Ситуации в жизни бывают разные. Случается и такое, что приходится расстаться со своими избранником. В большинстве сюжеты всех эпопей основаны на том, как подлец-жених бросает свою невесту в расстроенных чувствах. Это в романах. А в жизни бывает и наоборот. Как сказать мужчине о расставании?

Читать полностью

 

Сплю с цветами

У изголовья ставлю вазу с цветами из нашего сада: сначала, весной, это были незабудки, потом нарциссы, потом ландыши, потом пионы, теперь соседские розы. Сплю в цветочном запахе, сплю с цветами

Читать полностью

 

Злость очень приятно сменяется радостью

АЛЁНА ВЛАДИ: А вот сейчас происходит самое важное.

Спасибо, дорогие участницы, что делитесь своим опытом, и изменениями в жизни.

Читать полностью

 

Главный критерий здоровых отношений

Я уверена, что главный критерий здоровых отношений - это качество общения. Ничего больше. Все остальное - внимание, ответственность, забота и прочее - вытекает из этого. 

Читать полностью

 

Сильная аллергия на укусы комаров: что делать?

Радость летнего отдыха может омрачиться сильной аллергией на укусы комаров. Следуйте пяти простым советам, как обезопасить себе от укусов комаров и сильной аллергии.

Читать полностью

 

Где найти счастье

Откроете соцсети и убедитесь, что по большему счету наши люди глубоко несчастны. То и делают, что винят в своих бедах государство, бывшего мужа, начальника, соседку, подругу. Всех, но только не себя. Да и удивляться тут нечему. Так уж устроено большинство людей, что проще им сделать крайним другого, чем ответить за свои поступки. Так может, хватит себя гнобить? Давайте посмотрим на мир проще и найдем ответ на вопрос: где найти счастье?

Читать полностью

 

Как увеличить продажи в интернет-магазине

Открыв свой интернет-магазин, многие начинающие интернет-предприниматели сталкиваются со следующим сложным вопросом, от которого зависит рентабельность их бизнеса в будущем. А именно, как увеличить продажи в интернет-магазине?

Читать полностью

 

Все вебинары Алены Влади - об этом разделе

Рады представить тебе эффективного психолога, проводящего глубокие вебинары на тему создания настоящих отношений в настоящей паре мужчина и женщина - великолепная женщина, Алена Влади.

Читать полностью